Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования (1-4)классы
(защищена авторским правом РФ)
Составлена на основе Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Составитель: Ящук Е.И., учитель начальных классов
Организатор методической пробы по разработке программы:
методисты - консультанты: С.А.Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и методик их преподавания ККИПКиППРО, В.А. Попова, преподаватель ККИПКиППРО.
Минусинск, 2016
Ι.Основание программы.
1. Заказ образовательного учреждения МОБУ «Лицей №7»:
повышение уровня сформированности личностной культуры на основе базовых ценностей и становление культурных норм учащихся.
2. Пояснительная записка:
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников на основе примерной образовательной программы ОУ. Сроки реализации программы 4 года.
Ведущей целью образования является не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности. Целенаправленная воспитательная деятельность предоставляет возможность учащимся для проявления, упражнения и развития эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований к культуре поведения, соблюдения норм межличностных отношений, принятие морально-нравственных ценностей.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.
Таким образом, цель воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:
Ориентир на нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- соблюдающий нормы и правила общения;
- проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
- умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- честный и справедливый;
- творящий и оберегающий красоту мира;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- соблюдающий нормы и правила ЗОЖ
Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление содержит цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. По каждому направлению приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися. Определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены пути реализации данного направления.
Ориентир на воспитательные результаты.
направления
уровни
|
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕС-КОЕ
|
НРАВСТВЕН-НОСТЬ
|
ТРУД и ТВОРЧЕСТВО |
ЭКОЛОГИЯ |
ЭСТЕТИКА |
1 УРОВЕНЬ (1КЛАСС) Знания о ценностях (приобретение соц. знаний: общественные нормы, устройство общества, формы поведения и т.д.) |
Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, русскому родному языку, народным традициям. Знание государственной символики |
Начальное представление о моральных нормах, знание и соблюдение правил нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье |
Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества. Знание о многообразии профессий и их особенностях |
Ценностное отношение к природе. Элементарные знания о нормах экологической этики |
Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях национальной культуры. Знание национальных традиций русского народа |
2УРОВЕНЬ (2-3КЛАСС) Усвоение ценностей в социально-культурных опытах, нравственные ориентиры, поступки
|
Усвоение ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры |
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми моральными нормами |
Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности |
Социальный опыт в природоохранной деятельности Опыт эстетического эмоционально-нравственного отношения к природе |
Первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора |
3 УРОВЕНЬ (4КЛАСС) Социально-значимая деятельность, опыт нравственного поведения в жизни, ценности=осознан-ные мотивы поведения=личност-ные смыслы |
Усвоенный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции |
Способность адекватно реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную строну своих поступков и поступков других людей |
Наличие мотивации и опыта в самореализации (в социальном творчестве, познавательной и практической общественно-полезной деятельности) |
Самостоятельный опыт участия в экологических инициативах, проектах |
Реализация эстетических ценностей в пространстве школы и семьи, умение выражать себя в доступных видах творчества |
уровень |
класс |
действия учителя |
1 уровень (приобретение соц.знаний : общественные нормы, устройство общества, формы поведения и т.д.) |
1 класс |
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. |
2 уровень (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) приобретение культурных социальных опытов |
2 класс 3класс |
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). (Сопровождаем в приобретении культурных социальных опытов) |
3 уровень (приобретение опыта самостоятельного общественного действия. Школьник становится , а не узнает как стать соц.деятелем, гражданином) |
4 класс |
Со-трудничаем в преобразовании получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие младших школьников достигает относительной полноты. |
3.Цель, задачи, ожидаемый результат:
Стратегическая цель: Приобщение к общечеловеческим ценностям, становление на путь поиска истины, самоусовершенствования, как проявления духовности.
Создание условий для раскрытия способностей каждого ребёнка, развития духовно-нравственной, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в новых условиях жизни.
Тактическая цель: становить у учащихся способность принятия важных правил и ценностей, которые определяют способы поведения в обществе и способность к регулированию конфликтов.
Задачи:
1.Создать условия психологической комфортности пребывания в школе через уроки и внеклассные мероприятия. 2.Становить субъектность личностной сферы, субъектность сферы деятельности и сферы включенности посредством системы урочной и внеурочной деятельности, обучать способам общения, самопрезентации, совместного плана действий.
3.Установить взаимодействие с родительской общественностью класса посредством вовлечения их в культурообразующую воспитательную деятельность и предъявления единых требований в процессе воспитания детей.
Ожидаемый результат:
1 класс: 1 уровень - приобретение социальных знаний: общественные нормы, устройство общества, формы поведения и т.д.)
2,3класс: 2 уровень (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) приобретение культурных социальных опытов
4 класс: 3 уровень (приобретение опыта самостоятельного общественного действия. Школьник становится, а не узнает как стать социальным деятелем, гражданином)
Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются принципы воспитания:
1. Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-ориентированного подхода в воспитании;
2. Принцип совместной жизнедеятельности детей и взрослых (педагогика сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, события);
3. Принцип следования нравственному примеру.
4. Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания;
5. Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности в воспитании.
В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход.
Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника.
Системно-деятельностный подход.
Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.
Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
Развивающий подход.
Он дает принципиальное понимание системно - деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.
Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Ожидаемый результат: родители заинтересованы в школьной жизни детей, принимают в ней участие, интересуются их проблемами; учащиеся могут культурно выражать свои мысли и чувства, соблюдают нормы поведения в лицее, других средах; разрешают конфликтные ситуации ненасильственным путем, активно принимают участие в общественной жизни класса, лицея.
II. Структура программы
1. Направление деятельности: воспитание ученика как человека культуры через повышение уровня сформированности личностной культуры учащегося на основе базовых ценностей и становления культурных норм.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
1модуль: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2модуль: Воспитание нравственных чувств и этического сознания
3модуль: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
4модуль: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
5 модуль: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Работа в 1 модуле направлена на становление ценностей: любовь к России, краю, малой родине, народу, закон и порядок;
- получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина;
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;
- знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина;
- участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
- получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни;
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Работа во 2 модуле направлена на формирование справедливости, милосердия, нравственного выбора. первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования,
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Работа в 3 модуле направлена на воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, в природе в разное время суток и года, в различную погоду.
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
- получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
участие в художественном оформлении помещения
Работа в 4 модуле направлена на воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Работа в 5 модуле направлена воспитание красоты, гармонии, духовного мира человека, эстетическое развитие.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов;
- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Модули:
|
Ценности |
Область формирования культуры |
Культурная норма |
Критерии |
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
Любовь к России, краю, малой родине, народу, закон и порядок |
Личностная (Л)-моральные нормы СЦ-социально-ориентированная личность СМ-формируем отношение к семье как к основе российского общества
|
Гражданское самосознание |
-положительное отношение и активное участие в соц.значимой деятельности -отсутствие случаев вандальных проявлений -знание гос.символики -знание прав и обязанностей гражданина РФ младшего школьного возраста |
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания. |
Справедливость, милосердие, нравственный выбор Толерантность Светская этика ,совесть и мораль |
Л-формирование основ нравственного сознания личности (совесть) СЦ-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций СМ- уважение к родителям |
Мораль и нравственность |
-поступки в соответствии с общественной моралью -оценка себя и других с позиции моральных норм российского общества -владеет способами коррекции собственного поведения |
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
Трудолюбие и творчество созидание целеустремленность |
Л-развитие реализация творческого потенциала, в учебно-игровой, предметно- продуктивной социально- ориентированной деятельности СЦ-организация сотрудничества ПЕДАГОГ-СВЕРСТНИК-РОДИТЕЛЬ СМ- культурно- исторические и этнические традиции российской семьи |
Творческое отношение к созидательному труду |
-активное участие школьника в творческих делах в урочной и внеурочной деятельности -качественное выполнение труда по заданному -наличие результатов в совместном творческом труде (ребёнок-ребёнок, ребёнок-родитель….) в урочной и внеурочной деятельности -проявление инициативы |
4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). |
Осознанная бережливость к родной Земле, полисубъектность |
Л-формирование собственных нравственных обязательств СЦ- экологичность СМ- формирование отношений к природосбережению |
Экологическая этика |
-экологически грамотное поведение в природе (не разрушает, созидает) - участие ребёнка в природоохранных проектах - участие семьи в природоохранных проектах |
5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). |
Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие. |
Л-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой (формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств) СЦ- формирование основ культуры, развитие доброжелательности , понимания и сопереживания к другим людям СМ- формирование ценностного отношения к прекрасному |
Ценностное отношение к эстетическим идеалам принятым Российским обществом |
-самовыражение в творчестве и искусстве -соответствие требованиям внешнего вида (культура внешнего вида) -соответствие внешнего вида как способ выражения внутреннего, душевного состояния человека -участие вместе с родителями в культурных мероприятиях |
6. Сохранение и укрепление здоровья и пропаганды ЗОЖ
|
Здоровье (психическое, физическое, социальное) |
Л- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; СЦ- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; СМ- формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи. |
здоровый образ жизни |
Творческая активность воспитанников в сфере сохранения и укрепления здоровья и пропаганды ЗОЖ, осознанное участие родителей в сохранении и укреплении здоровья детей
|
2. Сроки реализации программы: 2016 – 2020 уч. года
3. Целевая аудитория: учащиеся 1-4 класса В и их родители
4. Социальные эффекты:
Развитие у учащихся социокультурных компетентностей (соблюдение норм поведения в классе и лицее, правила ЗОЖ, способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем, способность жить и общаться в обществе с людьми других религий, культур)
5. Количество часов на реализацию программы: 112 часов ( 1 кл. – 28 часов,2 кл. - 28 часов, 3 кл. - 28 часов, 4кл. - 28 часов)
6. Кадровый состав: классный руководитель 1-4 класса В, социальный педагог, психолог, сотрудники библиотеки семейного чтения.