Воскресенье, 23.07.2017, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS

"ПЕРВОКЛАШКА"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

программа

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию  учащихся на ступени начального общего образования (1-4)классы 

(защищена авторским правом РФ)

Составлена на основе Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования и  Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

 

Составитель: Ящук Е.И.,  учитель начальных классов

Организатор методической пробы по разработке программы:

методисты - консультанты: С.А.Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая  кафедрой гуманитарных  дисциплин и методик их преподавания  ККИПКиППРО, В.А. Попова, преподаватель ККИПКиППРО.

Минусинск, 2016

Ι.Основание программы.

1. Заказ образовательного учреждения МОБУ «Лицей №7»:

повышение уровня сформированности личностной культуры на основе базовых ценностей и становление культурных норм учащихся.

2. Пояснительная записка:

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников на основе примерной образовательной программы ОУ. Сроки реализации программы 4 года.

Ведущей целью образования является не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности. Целенаправленная воспитательная деятельность предоставляет возможность учащимся  для проявления, упражнения и развития эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований к культуре поведения, соблюдения норм межличностных отношений, принятие морально-нравственных ценностей.

  Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.

Таким образом, цель воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

Ориентир на нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • соблюдающий нормы и правила общения;
  • проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
  • умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • честный и справедливый;
  • творящий и оберегающий красоту мира;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • соблюдающий нормы и правила ЗОЖ

Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Каждое направление содержит цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. По каждому направлению приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися. Определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены пути реализации данного направления.

 

Ориентир на воспитательные результаты.

направления

 

уровни

 

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕС-КОЕ 

 

 

НРАВСТВЕН-НОСТЬ

 

 

 

 

ТРУД и ТВОРЧЕСТВО 

ЭКОЛОГИЯ

ЭСТЕТИКА

1 УРОВЕНЬ

(1КЛАСС)

Знания о ценностях (приобретение соц. знаний: общественные нормы, устройство общества, формы поведения и т.д.)

Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, русскому родному языку, народным традициям. Знание государственной символики

Начальное представление о моральных нормах, знание и соблюдение  правил нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье

Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества. Знание о многообразии профессий и их особенностях

Ценностное отношение к природе. Элементарные знания о нормах экологической этики

Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях национальной культуры. Знание национальных традиций русского народа

2УРОВЕНЬ

(2-3КЛАСС)

Усвоение ценностей в социально-культурных опытах, нравственные ориентиры, поступки

 

Усвоение ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми моральными нормами

Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности

Социальный опыт в природоохранной деятельности

Опыт эстетического эмоционально-нравственного отношения к природе

Первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора

3 УРОВЕНЬ

(4КЛАСС)

Социально-значимая деятельность, опыт нравственного поведения в жизни, ценности=осознан-ные мотивы поведения=личност-ные смыслы

Усвоенный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции

Способность адекватно реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную строну своих поступков и поступков других людей

Наличие мотивации и опыта в самореализации (в социальном творчестве, познавательной и практической общественно-полезной деятельности)

Самостоятельный опыт участия в экологических инициативах, проектах

Реализация эстетических ценностей в пространстве школы и семьи, умение выражать себя в доступных видах творчества

 

уровень

класс

 действия учителя

1 уровень (приобретение соц.знаний : общественные нормы, устройство общества, формы поведения и т.д.)

1 класс

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2 уровень (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) приобретение культурных социальных опытов

2 класс

3класс

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

(Сопровождаем в приобретении культурных социальных опытов)

3 уровень (приобретение  опыта самостоятельного общественного действия. Школьник становится , а не узнает как стать соц.деятелем, гражданином)

4 класс

Со-трудничаем в преобразовании получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

 

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие младших школьников достигает относительной полноты.

3.Цель, задачи, ожидаемый результат:

Стратегическая цель: Приобщение к  общечеловеческим  ценностям, становление на путь поиска истины, самоусовершенствования, как проявления духовности.

    Создание  условий для раскрытия способностей каждого ребёнка, развития духовно-нравственной, свободной,  физически здоровой, творчески   мыслящей личности,  способной адаптироваться в новых условиях жизни.

Тактическая цель: становить у учащихся способность принятия важных правил и ценностей, которые  определяют способы поведения в обществе и способность  к регулированию  конфликтов.

Задачи:

1.Создать условия психологической комфортности пребывания в школе  через уроки и внеклассные мероприятия. 2.Становить субъектность личностной сферы,  субъектность сферы деятельности и  сферы включенности посредством системы  урочной и внеурочной деятельности, обучать способам общения, самопрезентации, совместного плана действий.

3.Установить взаимодействие с родительской общественностью класса посредством вовлечения их в  культурообразующую воспитательную деятельность и предъявления единых требований в процессе воспитания детей.

         Ожидаемый результат:

1 класс:  1 уровень - приобретение социальных знаний:  общественные нормы, устройство общества, формы поведения и т.д.)

2,3класс:  2 уровень  (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества:  человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) приобретение культурных социальных опытов

4 класс: 3 уровень   (приобретение  опыта самостоятельного общественного действия. Школьник становится, а не узнает как стать социальным деятелем, гражданином)

Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются принципы воспитания:

1. Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-ориентированного подхода в воспитании;

2. Принцип совместной жизнедеятельности детей и взрослых (педагогика сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, события);

3. Принцип следования нравственному примеру.

4. Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания;

5. Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности в воспитании.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход.

Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника.

Системно-деятельностный подход.

Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.

Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Развивающий подход.

Он дает принципиальное понимание системно - деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Ожидаемый результат:  родители заинтересованы в школьной жизни детей, принимают в ней участие, интересуются их проблемами; учащиеся могут культурно выражать свои мысли и чувства, соблюдают нормы поведения в лицее, других средах;  разрешают конфликтные ситуации ненасильственным путем, активно принимают участие в общественной жизни класса, лицея.

II.  Структура программы

1. Направление деятельности: воспитание ученика как человека культуры через повышение уровня сформированности личностной культуры учащегося на основе базовых ценностей и становления культурных норм.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

1модуль: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2модуль: Воспитание нравственных чувств и этического сознания

3модуль: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

4модуль: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

5 модуль: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Работа в 1 модуле направлена на становление ценностей: любовь к России, краю, малой родине, народу, закон и порядок;

  • получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина;
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;
  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина;
  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни;
  • участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Работа во 2 модуле  направлена на формирование справедливости, милосердия, нравственного  выбора. первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования,

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Работа в 3 модуле  направлена на воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, в природе в разное время суток и года, в различную погоду.
  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

участие в художественном оформлении помещения

Работа в 4 модуле  направлена на воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  •  развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Работа в 5 модуле  направлена воспитание красоты, гармонии, духовного мира человека, эстетическое развитие.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов;
  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки
  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

 

Модули:

 

Ценности

Область формирования культуры

Культурная норма

Критерии

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Любовь к России, краю, малой родине, народу, закон и порядок

Личностная

(Л)-моральные нормы

СЦ-социально-ориентированная личность

СМ-формируем отношение к семье как к основе российского общества

 

Гражданское самосознание

-положительное отношение и активное участие  в соц.значимой деятельности

-отсутствие случаев вандальных проявлений

-знание гос.символики

-знание прав и обязанностей гражданина РФ младшего школьного возраста

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Справедливость, милосердие, нравственный выбор

Толерантность

Светская этика ,совесть и мораль

Л-формирование основ нравственного сознания личности (совесть)

СЦ-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

СМ- уважение к родителям

Мораль и нравственность

-поступки в соответствии с общественной моралью

-оценка себя и других с позиции моральных норм российского общества

-владеет способами коррекции собственного поведения

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Трудолюбие и творчество созидание целеустремленность

Л-развитие реализация творческого потенциала, в учебно-игровой, предметно- продуктивной социально- ориентированной деятельности

СЦ-организация сотрудничества ПЕДАГОГ-СВЕРСТНИК-РОДИТЕЛЬ

СМ- культурно- исторические и этнические традиции российской семьи

Творческое отношение к созидательному труду

-активное участие школьника в творческих делах в урочной и внеурочной деятельности

-качественное выполнение труда по заданному

-наличие результатов в совместном  творческом труде (ребёнок-ребёнок, ребёнок-родитель….) в урочной и внеурочной деятельности

-проявление инициативы

4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Осознанная бережливость  к родной Земле,

полисубъектность

Л-формирование собственных нравственных обязательств

СЦ- экологичность

СМ- формирование отношений к природосбережению

Экологическая этика

-экологически грамотное  поведение в природе (не разрушает, созидает)

- участие ребёнка в природоохранных проектах

- участие семьи в природоохранных проектах

5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

Л-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой

(формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств)

СЦ- формирование основ культуры, развитие доброжелательности , понимания и сопереживания к другим людям

СМ- формирование ценностного отношения к прекрасному

Ценностное отношение к эстетическим идеалам принятым Российским обществом

-самовыражение в творчестве и искусстве

-соответствие требованиям внешнего вида (культура внешнего вида)

-соответствие внешнего вида как способ выражения внутреннего, душевного состояния человека

-участие вместе с родителями в культурных мероприятиях

6. Сохранение и укрепление здоровья и пропаганды ЗОЖ

 

 

Здоровье (психическое, физическое, социальное)

Л- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

СЦ- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

СМ- формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи.

здоровый образ жизни

Творческая активность воспитанников в сфере сохранения и укрепления здоровья и пропаганды ЗОЖ, осознанное участие родителей в сохранении и укреплении здоровья детей

 

 

 

2. Сроки реализации программы: 2016 – 2020 уч. года

3. Целевая аудитория: учащиеся 1-4 класса В   и их родители

4. Социальные эффекты:

 Развитие у учащихся социокультурных компетентностей (соблюдение норм поведения в классе и лицее, правила ЗОЖ, способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем, способность жить и общаться в обществе с людьми других религий, культур)

5. Количество часов на реализацию программы: 112 часов ( 1 кл. – 28 часов,2 кл. - 28 часов, 3 кл. - 28 часов, 4кл. - 28 часов)

6. Кадровый состав: классный руководитель 1-4 класса  В, социальный педагог, психолог, сотрудники библиотеки семейного чтения.

 

Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Ящук Е.И. © 2017
Бесплатный хостинг uCoz